Управление образования Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 368 «Светлячок» 620028, г. Екатеринбург, ул. Нагорная, 8а тел: +7(343)205-07-35, Е-mail: mdou368@eduekb.ru Принято Педагогическим советом МБДОУ – детского сада № 368 Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. Утверждено Заведующий МБДОУ – детский сад № 368 А.С. Мищенко Приказ № 27-4-2 от «31» августа 2022 г. Образовательная программа дополнительного образования «Театральная студия» для детей 4 -7 лет Направленность: художественная Срок реализации: 1 год Автор составитель: Бороховская Нелли Борисовна педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2022 Содержание 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 4. Пояснительная записка Основные цели Программы Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы дополнительного образования «Театральная студия» Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы дополнительного образования «Театральная студия»: Кадровые условия Педагогические условия Организационные условия Материально-технические условия Оценочные материалы освоения детьми образовательной программы дополнительного образования «Театральная студия» Методические материалы 3 4 6 7 7 7 8 8 10 13 2 1. Пояснительная записка Образовательная программа дополнительного образования «Театральная студия» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 368 «Светлячок» (далее Программа) направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей воспитанников в интеллектуальном, речевом, духовнонравственном, физическом совершенствовании. Дети с нормальным речевым развитием к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас. У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы. В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль может сыграть Театральная студия. При разработке Программы педагогический коллектив руководствовался социальным заказом семей воспитанников на качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным в результате анкетирования родителей, а также следующими нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. 3. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 368, утвержденный Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 1871/46/36 от 14.10.2015 г. (с изменениями и дополнениями в 2017 г.). 6. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Театральная студия представляет собой объединение на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании театральной студии. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живность эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом театральной студии. Включение логоритмических упражнений в театральную деятельность, помогает легче усваивать программное содержание занятий. У всех детей наблюдаются укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшаются моторные функции. Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения 3 и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. При использовании театральной студии студия повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды. Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 4 до 7 лет). 1.1. Основные цели Программы Цель программы - Создание условий для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности. Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторной функции. Воспитание правильной осанки и походки. Развитие ловкости, силы и выносливости. Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений, координации движений. Развитие переключаемости, организаторских способностей. Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма и ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д. Коррекционные задачи. Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. К коррекционным задачам относятся: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др. Коррекционные занятия с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой развивают функциональные системы ребёнка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Основными задачами: 1. Развитие слухового внимания и фонематического слуха; 2. Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса; 3. Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений; 4. Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями; 5. Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; 6. Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; 4 7. Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; 8. Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; Методика организации работы детей дошкольного возраста в театральной студии основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Принцип систематичности. Два раза в неделю проводятся в театральной студии. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечнососудистой, речедвигательной, сенсорной. Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения. Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий. Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса. Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному». Методы и приёмы обучения на занятиях в театральной студии. Используются: 1. Наглядно - зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий. 2. Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: обручей, скакалок, кубиков, массажных мячей и т.д. 3. Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения. 4. Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы: - краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей; - пояснение и показ движения; - указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения; - разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры; - команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые зачины из народно творчества; - образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (1-2 мин.); - словесную инструкцию, которая помогает оживить прежние впечатления. 5. Игровая форма активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции. 6. Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых 5 качеств. 7. Инновационные технологии: • Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. • Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых, • «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. • Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания. • Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков) • Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др. технических средств, • Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные коврики) • Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости) • Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы построений, перестроений, модели, планы) 1.2. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы дополнительного образования «Театральная студия». В результате в конце обучения воспитанник должен Методы отслеживания результативности программы: 1. «Включённое» наблюдение. Многократные наблюдения, их анализ позволяют сделать обоснованные выводы. 2. Изучение результатов развития речи воспитанников студии. Результаты изучения курса: Личностные результаты: • осознание языка как основного средства человеческого общения; • понимание того, что правильная устная речь, есть показатель индивидуальной культуры человека; • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями Метапредметные результаты: • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; Предметные результаты: В результате занятий в театральной студии ребёнок получит возможность: • Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок; • Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок; • Четко прекращать движение по сигналу; • Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения; • Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания; • Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки; • Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу; • Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с 6 • • • • • музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе; Отличать начало и конец звучания музыкального произведения; Развитие зрительного и слухового внимания; Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием; Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки; Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне. 2. Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы дополнительного образования «Театральная студия» 2.1. Кадровые условия В МБДОУ – детский сад № 368 созданы необходимые кадровые условия для реализации образовательной программы дополнительного образования «Театральная студия». 2.2. Педагогические условия Каждое занятие проводится по лексической теме в игровой форме. Длительность до 30 минут. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть продолжается от 3 до 5 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как артикуляционная и пальчиковая гимнастика, повторение за логопедом звуковых и слоговых дорожек, повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, вправо - левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций. Основная часть занимает от 10 до 20 минут и включает в себя следующие виды упражнений: - Ходьба и маршировка в различных направлениях; - Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции; - Упражнения, регулируемые мышечный тонус; - Упражнения, активизирующие внимание; - Упражнения, регулирующие мышечный тонус; - Упражнения на развитие координации движения; 7 - Упражнения на координацию речи с движением; - На координацию пения с движением; - Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения; - Счетные упражнения; - Речевые упражнения без музыкального сопровождения; - Упражнения, формирующие чувства ритма; - Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; - На развитие мелкой моторики; - На развитие речевых и мимических движений; - Ритмические упражнения; - Пение; - Игра на музыкальных инструментах; - Музыкальная самостоятельная деятельность; - Игры (статические, малоподвижные, подвижные); - Упражнения для развития творческой инициативы. Заключительная часть занимает от 2 до 5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения. Программа направлена на развитие речи детей от двух до семи лет. Совместная образовательная деятельность проводятся с 1 сентября по 30 июня 2 раза в неделю, в течение 40 учебных недель. Методика проведения работы с воспитанниками строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причем увлекательными здесь являются как сама задача, так и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих и технических задач не слишком трудоемки и утомительны. Как правило, они рассчитаны на определенный отрезок времени — выполняются в течение одного - двух занятий. Формы и методы проведения занятий 1. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений, 2. Практические – упражнения, игр методы, 3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка. 4. Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий: Пособия по развитию артикуляционной моторики, пальчиковой моторики, мимики. 2.3. Организационные условия Возможные формы организации деятельности воспитанников на занятии: групповая; Формы проведения занятий: занятие-игра, творческая встреча. 2.4. Материально-технические условия Занятия в театральной студии проводятся в физкультурном зале МБДОУ, расположенном на втором этаже здания. Для успешного осуществления программы имеется следующее оборудование и атрибуты: 1. Спортивный зал. 2. Оборудование: - магнитофон; - скамейки; - музыкальные инструменты; - ширма для кукольного театра; 8 - фланелеграф; - пальчиковый театр; - детские и взрослые костюмы для спектаклей. 4. Учебно-наглядные пособия: - картотека артикуляционной гимнастики; - картотека пальчиковой гимнастики; - пособия для развития речевого дыхания; - картотека по лексическим темам. 5. Музыкальный материал: - аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения занятий по театральной деятельности. 2. 5. Календарный учебный график Календарный учебный график разработан в соответствии с нормативно - правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. 3. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 368, утвержденный Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 1871/46/36 от 14.10.2015 г. (с изменениями и дополнениями в 2017 г.). 6. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Количество полных недель на реализацию программы дополнительного образования в группах с 4 до 7 лет составляет 32 недели. Мониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми планируемых результатов освоения программы: − мониторинг – с 11 по 17 октября − итоговый мониторинг – с 16 по 22 мая Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится без прекращения образовательного процесса. Программа дополнительного образования рассчитана на следующие возрастные ступени: − средняя группа − старшая группа − подготовительная группа от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет Распределение нагрузки (продолжительность образовательной деятельности) в неделю в группах осуществляется следующим образом: Занятия проводятся во второй половине дня: для детей 4-5 лет – 1 раз в неделю по 20 минут. для детей 5-6 лет – 1 раз в неделю по 25 минут.для детей 6-7 лет – 1 раз в неделю по 30 минут. 9 Календарный учебный график Образовательной программы дополнительного образования «Театральная студия» Группа/возраст Средняя /4-5лет Количество занятий в неделю Всего Длительность занятий 1 32 20 Старшая/5-6лет 1 32 25 минут Подготовитель ная/6-7 лет 1 32 30 минут минут Тема 1 «Артикуляция»; Тема 2 «Мимика»; Тема 3 «Общая моторика»; Тема 4 «Фонетический слух»; Тема 5 «Сценическая речь». 2.6. Учебный план Образовательной программы дополнительного образования «Театральная студия» Совместная образовательная деятельность проводятся с 01 октября по 31 мая в течение 32 учебных недель, начиная с 16.00, день недели – среда. Полный курс по данной программе проходят дети с 4 до 7 лет. 3. Оценочные материалы Для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка и оптимизации взаимодействия с группой детей были выделены содержательные характеристики театральной деятельности. Оценка освоения программы проводится по методике Т.С.Комаровой «Педагогическая диагностика театрализованной деятельности дошкольников». Результатом реализации программы могут быть следующие целевые ориентиры: − ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; − ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; − ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и 10 социальным нормам; − творческие способности ребёнка также проявляются в театральной деятельности, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами; − ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; − у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; − ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; − ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Методы отслеживания результативности программы: 1. «Включённое» наблюдение. Многократные наблюдения, их анализ позволяют сделать обоснованные выводы. 2. Изучение результатов художественной деятельности воспитанников (просмотр выполненных работ). Содержательные характеристики Развитие театральной деятельности 1 балл – показатель присутствует; 2 балла – показатель присутствует частично; 11 3балла – показатель отсутствует. 1. Сформированность знаний по лексическим темам. 2. Сформированность умений выполнять движения в соответствии с текстом. 3. Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. 4. Способность правильно выполнять артикуляцию звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки. 5. Способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж биологически активных зон лица и тела. 6. Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. 7. Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. 8. Улучшение результатов диагностики развития речи. 9. Воспитание бережного отношения к природе, животным. 10. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье. Результаты заносятся в карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. 12 4. Методические материалы 1. Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активнотворческого. М., 2003. 2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001. 3. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002. 4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999. 5. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. 6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001 г. 13