УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план МБДОУ - детский сад № 368 (далее МБДОУ) является нормативным документом,
регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом специфики детского сада, учебно-методического,
кадрового и материально-технического оснащения.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка:
1. Нормативные основания составления Учебного плана.
2. Программно-целевые основания, положенные в основу Учебного плана.
- Характеристика структуры Учебного плана;
- Структура Учебного плана;
- Учебный план.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативные основания составления Учебного плана
Учебный план разработан в соответствии с Федеральными документами
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г., приказ № 1155 Министерства
образования и науки РФ;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015
года);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования. (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
образовательным программам дошкольного образования").
2. Программно-целевые основания, положенные в основу Учебного плана
Основными задачами учебного плана являются:
- регулирование объема образовательной нагрузки;
- реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования
дошкольников, в процессе реализации, которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию дошкольников;
- принцип интеграции образовательной деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого, детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы
работы.
Учебный план МБДОУ разработан в соответствии с Основной общеобразовательной программой образовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (далее ООП ДО) с
2 до 7 лет на 2025 – 2026 учебный год с учетом социального заказа семьи; возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников; комплексных и парциальных программ и технологий, дополняющих содержание образовательной
деятельности.
Обязательная часть Программы сформирована в соответствии с ФГОС ДО с учетом УМК Примерной основной
программы дошкольного образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений программы включает комплекс парциальных
программ и методических пособий, дополняющих содержание образовательной деятельности в одной или нескольких
образовательных областях. Для реализации ООП ДО в части формируемой участниками образовательных отношений, с
учетом запросов родителей и особенностей развития и интересов детей дошкольного возраста предусмотрены:
- Парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», рекомендуемая в рамках реализации принципа
вариативности содержания программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. В программе представлена система экологического воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет);
- Программа развития интереса к чтению у ребенка в детском саду и семье «Читай-Теремок», автор-составитель
С.Д. Томилова. Программа имеет цель помочь ребенку овладеть различными способами общения с книгой и способствует
не только развитию у дошкольника интереса к чтению, но и его общему литературному развитию.
С целью осуществления коррекционной работы в МБДОУ функционирует логопункт. Количество воспитанников
– 31 ребенок (протокол ПМПк № 17 от 24.05.2025 г.), согласован и утвержден пакет документов детей для комплектования
логопункта с ТПМПК «Центр Радуга» АКТ № 28, 29 от 25 августа 2025 года.
Организация деятельности учителя-логопеда в течение учебного года по сопровождению детей с речевыми
нарушениями определяется задачами образовательной программы детского сада, рабочей программы.
Направления деятельности учителя-логопеда
Коррекционное:
- создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение
воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Мониторинговое:
- отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного
образования.
Профилактическое:
- создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников
дошкольного возраста.
Просветительское:
- создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников
Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания
детей дошкольного возраста.
При использовании разнообразных форм, приемов, методов и средств решаются следующие задачи:
- развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
- развитие всех компонентов устной речи ребенка (звукопроизношение, лексический, грамматический строй,
связная речь) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение нормами речи;
- формирование общей культуры личности, социализации. В итоге обеспечивается уровень подготовки детей
старшего дошкольного возраста к обучению на следующей образовательной ступени.
Список детей, нуждающихся в совместной образовательной деятельности по коррекции и развитию речи с
учителем-логопедом, утверждается ТПМПК «Центр «Радуга». Основными формами организации логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста является индивидуальная и подгрупповая коммуникативная деятельность,
количество и продолжительность которой зависит от степени тяжести речевого дефекта, психофизических, возрастных и
индивидуально-личностных особенностей детей (до 15 минут). Работу с детьми учитель-логопед проводит за счет
сокращения нагрузки на непрерывную образовательную деятельность по коммуникативной деятельности детей. Данный
выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы
преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую.
Содержание комплексной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка
дошкольного возраста по основным направлениям:
- физическое развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Учебный план МБДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК),
отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные
ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным
муниципальным заданием.
Учебный план МБДОУ на 2025 – 2026 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной
деятельности (далее - НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает
возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Образовательный период начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме
пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
В ДОУ функционирует 11 групп общеразвивающей направленности:
- группа раннего возраста (с 2 до 3 лет) – 1
- II младшая группа (с 3 до 4 лет) – 1
- средняя группа (с 4 до 5 лет) – 1
- старшая группа (с 5 до 6 лет) – 2
- подготовительная группа (с 6 до 7 лет) – 1
Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами. В структуре учебного плана выделяются
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части
основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) в группах для детей
дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной
образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение
содержания образовательных областей; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать
социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических,
климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с ООП ДО в обязательной
части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных
областей, с выделением видов детской деятельности и основными направлениями реализации образовательных областей.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА
В основе проектирования и моделирования образовательного процесса с детьми дошкольного возраста лежит
принцип комплексно - тематического построения ООП ДО на основе примерного календаря праздников. Образовательная
деятельность с детьми групп раннего возраста организуется на фоне игры в соответствии с тематическими блоками и
сочетается с ежедневно повторяющимися мероприятиями (групповыми традициями), включающими в себя:
чтение детям художественных произведений;
подвижные игры и игровые упражнения (в том числе адаптационные);
на прогулке наблюдение в природе, совместный труд, подвижные игры;
формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
познавательно–речевые мероприятия (комментирование происходящего, совместная деятельность детей и
воспитателя с дидактическими пособиями и игрушками).
Свободная деятельность детей включает: различные игры по выбору детей; упражнения по развитию мелкой
моторики; свободная двигательная деятельность; конструирование; манипулирование и игры с сенсорными материалами
и т.д.
Планирование в группах общеразвивающей направленности
группа раннего возраста с 2 до 3 лет. Освоение образовательной программы осуществляется в обязательной части
учебного плана в процессе образовательной деятельности (НОД), образовательной деятельности в ходе режимных
моментов. По плану МБДОУ, время, отведенное на образовательную деятельность (НОД), составляет 18 мин в день, 90
минут (1 час 30 мин) в неделю.
II младшая группа с 3 до 4 лет. Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной
части и части формируемой участниками образовательных отношений, в процессе образовательной деятельности (НОД),
образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Продолжительность образовательной деятельности (НОД) в
утренний отрезок времени составляет 30 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводится перерыв физкультминутка. Перерыв между периодами образовательной деятельности (НОД) составляет 15 минут. Время,
отведенное на образовательную деятельность (НОД), составляет 150 мин (2 часа 30 мин.) в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена:
- парциальной программой «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017
Николаева С.Н ;
- программой развития интереса к чтению у ребенка в детском саду и семье «Читай-Теремок», автор-составитель С.Д.
Томилова.
Средняя группа с 4 до 5 лет
Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой
участниками образовательных отношений, в процессе образовательной деятельности (НОД), образовательной
деятельности в ходе режимных моментов. Продолжительность НОД в течение дня составляет 40 минут. В середине
времени, отведенного на образовательную деятельность (НОД), проводится перерыв – физкультминутка. Перерыв между
периодами образовательной деятельности (НОД) составляет 10 минут. Двигательная деятельность с детьми группы
проводится 3 раза в неделю. Недельная нагрузка составляет 200 мин. (3 часов 20 мин.).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений реализуется через расширение и углубления
содержания обязательной части ООП ДО спецификой национальных, социокультурных и иных условий
- парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017 г.,
Николаева С.Н;
- Программа развития интереса к чтению у ребенка в детском саду и семье «Читай-Теремок», автор-составитель С.Д.
Томилова.
Старшая группа для детей от 5 до 6 лет
Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой
участниками образовательных отношений в процессе образовательной деятельности (НОД), образовательной
деятельности в ходе режимных моментов.
Продолжительность НОД в утренний отрезок времени составляет 45 минут. В середине времени, отведенного на
образовательную деятельность (НОД), проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами
образовательной деятельности (НОД) составляет 10 минут.
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в первую половину дня через познавательно исследовательскую деятельность, решая задачи создания условий для развития любознательности, познавательной
активности, познавательных способностей детей и развития представлений в разных сферах знаний об окружающей
действительности.
Образовательная область «Речевое развитие» реализуется в первой половине дня
2 раза в неделю, создавая
условия для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка.
Исходя из пункта 11.12. СанПин, образовательная деятельность (НОД) для детей старшего дошкольного возраста
может проводиться во второй половине дня после дневного сна. Продолжительность ее составляет 25 минут.
Двигательная деятельность с детьми группы проводится 3 раза в неделю: 2 раза – в физкультурном зале; 1 раз – в 1
раз – на свежем воздухе.
Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре.
Время, отведенное на образовательную деятельность (НОД), составляет 325 мин. в неделю.
Реализация части формируемой участниками образовательных отношений проходит во вторую половину дня через
организацию образовательной деятельности (НОД) в рамках реализации следующих образовательных областей:
- познавательное развитие, через реализацию парциальной программы «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7
лет. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017 г., Николаева С.Н;
- речевое развитие, через реализацию парциальной программы развития интереса к чтению у ребенка в детском саду и
семье «Читай-Теремок», автор-составитель С.Д. Томилова.
Подготовительная группа 6 до 7 лет
Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой
участниками образовательных отношений учебного плана в процессе образовательной деятельности (НОД),
образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Продолжительность НОД в утренний отрезок времени составляет 90 минут. В середине времени, отведенного на
образовательную деятельность (НОД), проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами
образовательной деятельности (НОД) составляет 10 минут.
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в первую половину дня через познавательно –
исследовательскую деятельность, решая задачи создания условий для развития любознательности, познавательной
активности, познавательных способностей детей – 2 раза в неделю и развития представлений в разных сферах знаний об
окружающей действительности – 2 раз в неделю.
Образовательная область «Речевое развитие» реализуется в первой половине дня,
создавая условия для
формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка – 2 раза в неделю.
Двигательная деятельность с детьми группы проводится 3 раза в неделю: 2 раза – в физкультурном зале; 1 раз – на
свежем воздухе.
Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре.
Время, отведенное на образовательную деятельность (НОД), составляет 450 мин. в неделю.
Реализация части формируемой участниками образовательных отношений проходит во вторую половину дня через
организацию НОД в рамках реализации следующих образовательных областей:
- познавательное развитие, через реализацию парциальной программы «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7
лет. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017 г., Николаева С.Н;
- речевое развитие, через реализацию парциальной программы развития интереса к чтению у ребенка в детском
саду и семье «Читай-Теремок», автор-составитель С.Д. Томилова.
Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативных правовых документов, принимается на
педагогическом совете, утверждается приказом заведующего.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
на 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Образовательная
область
«Социально –
коммуникативное
развитие»
«Познавательное
развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно –
эстетическое
развитие»
«Физическое
развитие»
Направление реализации образовательных областей
становление общения с взрослым
Вид деятельности детей
Количество/минут
в неделю
*
*
Обязательная часть
становление общения со сверстниками
формирование социальных навыков развитие игровой
деятельности
овладения предметными действиями
познавательных способностей
ознакомления детей с явлениями и предметами
окружающего мира
развития познавательно-исследовательской активности
развития речи у детей в повседневной жизни
развития разных сторон речи в специально
организованных играх и занятиях
развития у детей эстетического отношения к
окружающему миру
приобщения к музыкальной культуре
приобщения
к
художественной
литературе
театрализованной деятельности
приобщения к изобразительным видам деятельности
укрепления здоровья детей, становления ценностей
здорового образа жизни
формирования навыков безопасного поведения
развития различных видов двигательной активности
самообслуживание и действия с бытовыми
предметами – орудиями (ложка, совок и др.)
предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками
*
экспериментирования с материалами и веществами
*
восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание
картинок
*
*
1/9
*
1/9
*
1/9
*
восприятие смысла музыки
и восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание
картинок
2/9/18
экспериментирования с материалами и веществами
двигательные формы активности
2/9/18
2/9/18
Количество в неделю
Время, отведенное на НОД в неделю
* образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов и интеграции с другими видами деятельности
1/9
10
90 мин.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
на 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Образовательная
область
«Социально –
коммуникативное
развитие»
«Познавательное
развитие»
«Речевое
развитие»
Направление реализации
образовательных областей
Вид деятельности
детей
II младшая
группа
(3-4 года)
Средняя
группа
(4-5 лет)
Старшая
группа
(4-5 лет)
Подготовительная
к школе группа
(6-7 лет)
Количество/минут
Количество/минут
Количество/минут
Количество/минут
в неделю
в неделю
в неделю
в неделю
Обязательная часть
развитие положительного
Коммуникативная
*
отношения ребенка к себе и
Игровая
другим людям
Самообслуживани
еи
развитие коммуникативной и
социальной
компетенции элементарный
*
формирование
осно бытовой труд
безопасности
развитие игровой деятельности
*
развитие любознательности,
Познавательноисследовательская
познавательной активности,
*
деятельность
познавательных способностей
детей
развитие
представлений
в Познавательно2/15/30
разных сферах знаний об исследовательская
окружающей действительности
деятельность
совершенствование разных
Коммуникативная
1/15
сторон речи
деятельность
приобщение детей к культуре
Восприятие
чтения литературных
художественной
*
произведений
литературы и
фольклора
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
1/20
2/30/60
2/20/40
2/20/40
2/30/60
1/20
2/20/40
2/30/60
*
*
*
«Художественно –
эстетическое
развитие»
развитие способности к
восприятию музыки,
художественной литературы,
фольклора;
приобщение
к
разным видам художественноэстетической деятельности,
развития потребности в
творческом самовыражении,
инициативности и
самостоятельности
в
воплощении
художественного
замысла.
развитие у детей интереса к
Музыкальная
деятельность
2/15/30
2/20/40
2/25/50
2/30/60
*
*
*
*
2/15/30
2/20/40
3/25/75
3/30/90
Конструирование
из различного
материала
Изобразительная
деятельность
эстетической стороне
действительности,
ознакомления
с
разными
видами и жанрами искусства, в
том числе народного творчества
Становление у детей ценностей
Двигательная
здорового образа жизни
деятельность
Развитие представлений о своем
теле и своих физических
возможностях, приобретение
двигательного опыта и
«Физическое
совершенствования
3/15/45
3/20/60
3/25/75
развитие»
двигательной
активности,
формирование и
начальных представлений о
некоторых видах спорта,
овладения подвижными играми
с правилами
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
«Познавательное
Парциальная программа «Юный Позн.- исслед
в совместной образовательной деятельности
развитие»
эколог»: Для работы с детьми 3- Коммуникативная,
кружок «Юный эколог»
Игровая
7 лет, ред. Николаева С.Н.
«Речевое развитие»
Восприятие
Парциальная программа
художественной
развития интереса к чтению у
в совместной образовательной деятельности
литературы Игровая,
ребенка в детском саду и семье
кружок «Юный читатель»
Коммуникативная,
«Читай-Теремок», авторМузыкальная
составитель С.Д. Томилова.
Количество видов образовательной деятельности
10
10
14
Время, отведенное на НОД в неделю
150 мин.
200 мин.
325 мин.
* образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов и интеграции с другими видами деятельности
3/30/90
15
450 мин.