18.01.2021
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УЧИМСЯ ПРОЕКТИРОВАТЬ ВМЕСТЕ, или ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ?
С младенчества ребенок —
первооткрыватель и исследователь окружающего мира: он тянется, берет,
ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т.е. изучает. Для него
все интересно, все впервые: встречи с живыми существами, смена времен года,
чередование дня и ночи, звездное небо и гроза, поездка в метро и к морю, сказки
и музыка. Непередаваемы эмоциональные проявления ребенка: радость и трепет,
удивление и восторг, переживания и разочарования, смех и слезы. Здесь к месту
упомянуть Аристотеля, который считал, что познание начинается с
удивления.
С пятилетнего возраста
познавательная активность ребенка возрастает, его познавательные интересы
распространяются на все и всех в его окружении. Ваш малыш все чаще задает
вопросы: «Почему? Где? Зачем? Кто? Как?» Вот где необходимы мудрость,
находчивость и терпение родителей.
Как считают психологи, наряду с
репродуктивной деятельностью (действия по образцу), у детей возникает
способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать действия,
оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и вполне
нетривиальное решение. Важно отметить, что и творческое мышление лежит в зоне
ближайшего развития детей дошкольного возраста. При этом решение задач включает
в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения вводится новая
норма: именно в ходе такой работы с детьми формируется способность ребенка
оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком
рефлексии, т.е. готовит ребенка к учебной деятельности.
Так что же такое проектирование, о
котором так много говорят в последнее время? С точки зрения дошкольного
образования — это комплексная деятельность, участники которой автоматически
(без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов)
осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни:
производственных, личных, социально-политических (Е.С. Евдокимова). Другими
словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению
определенной цели. Проектирование отличается от решения проблемы
(теоретическое, мысленное проектирование) тем, что в результате его
предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование.
Например, проведение семейного детского праздника, где в результате совместных
(взрослых и детей) обсуждений:
- продумываются
шаги по достижению цели;
- определяются
сроки и состав участников и приглашенных;
- намечается
содержание (поиск информации) и фиксируется план-сценарий
проведения;
- распределяются
обязанности и роли каждого;
- определяются
средства и рассчитывается бюджет;
- составляется
список и приобретается все необходимое.
Это так называемый подготовительный
этап. Далее наступает этап реализации, когда родители и дети приглашают гостей,
оформляют, шьют, разучивают, репетируют, стряпают и т.д.
Презентацией продукта совместной
деятельности является сам детский праздник, после которого останется много
неизгладимых впечатлений от совместной деятельности и ощущений, что удалось
лучше, а что не очень хорошо, и что надо сделать в следующий раз иначе, чтобы
получилось отлично. Количество участников проекта может изменяться, возраст их
не ограничен, могут вноситься коррективы, каждый выполняет только то, что может
и хочет делать, взрослые не делают ничего такого, с чем дети могут справиться
сами. Многие подумают, что можно пригласить специалистов, которые все сделают
на профессиональном уровне. А где же тогда совместная деятельность родителей и детей,
которая так необходима ребенку?
В проектировании очень важно
соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями
взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот
баланс строится на оптимальном соотношении ребенок - взрослый или на соучастии
в деятельности на партнерских правах.
Следуя принципам отечественных
ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может
быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
- учет
интересов ребенка;
- деятельность
без принуждения, «от всего сердца»;
- тематика
(проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
- предоставление
самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- совместное
со взрослым поэтапное достижение цели.
Ребенок еще мал и не может
самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают родители. В каком
поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре
группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные
ценности.
Темами совместного проектирования
могут быть:
·
альбомы с
рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Мой любимый братик», «Как мы
отдыхали на даче», «На выставке цветов», «Домашние любимцы», «Путешествие на
море» и др., которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и
друзьям;
·
сочинение
«Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием,
рисунками и фотографиями достопримечательностей;
·
изготовление
макета по русским сказкам;
·
домашние
выставки: «Умелые руки», «Красивое — своими руками», «Открытки к празднику»,
«Детская мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.
·
В часы
семейного досуга можно организовать: «Устройство зимнего сада», «Оформление
детской комнаты», «Кулинарное шоу», «Домашний концерт», «Кукольный театр», «Чемпионат
по шашкам», «День здоровья» и др.
Примерное распределение совместных
проектных действий взрослых и детей на этапах проектирования:
Действия родителей |
Деятельность детей |
|
Подготовительный |
Формулируют
проблемы, определяют темы, цели (зачем?) и сроки. Планируют предстоящие дела
и определяют средства |
Принимают
участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств
реализации |
Аналитический |
Проводят
совместный поиск информации в литературе, интернете, обращаются за помощью к
специалистам. |
Организуют
совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно
ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения,
договариваются с другими участниками проектирования |
Основной |
Привлекают
детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному
алгоритму. |
Участвуют
в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.
Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать
самостоятельно что-либо |
Презентационный |
В
обусловленный срок участвуют в представлении (участникам проекта или гостям)
продукта проектной деятельности |
Наряду со
взрослыми участвуют в представлении (участникам проекта и гостям) продукта
проектной деятельности на равных |
Рефлексивный |
Задают вопросы:
Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь
новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что
нужно изменить в следующий раз? |
Отвечают
на вопросы и задают их. |
Не бойтесь экспериментировать,
искать новые пути к знаниям вместе со своим ребенком. Это даст ему не только
незабываемые моменты общения с родителями, но и повысит его познавательную
активность, интерес к получению новых умений и знаний, побудит к самостоятельному
поиску ответов на свои вопросы, творческому мышлению – именно так рождаются
гении.
Успехов вам и вашим детям!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКОЕ ПРОЕКТРИРОВАНИЕ?
ДАВАЙТЕ ПРОЕКТИРОВАТЬ ВМЕСТЕ!
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму».
Китайская пословица
Выполнение любого проекта с дошкольниками можно
разделить на определенные этапы.
Первый этап
На первом этапе формулируется
проблема и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Педагог
вводит детей в игровую или сюжетную ситуации, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему,
вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач
проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога
является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь
самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо
организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную
деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы,
и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает
ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление
проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и
навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по
деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в
подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и
педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов
В настоящее время проекты в ДОУ
классифицируют по следующим признакам.
По тематике
Различаются по тематике (творческие,
информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации
результатов.
По составу участников
Различаются по составу групп
участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают
как краткосрочными (1-2 недели), так средней продолжительности и долгосрочными
(пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь
учебный год).
Основные этапы метода проектов
Выбор цели
проекта
Воспитатель помогает детям выбрать
наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка
проекта
Составление плана деятельности по
достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники
информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими
предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение
проекта
Выполняется практическая часть проекта.
Подведение
итогов
Проводится «разбор полетов», оценка
результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ
Творческие
После воплощения проекта в жизнь
проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в
виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих
игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая
поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют
её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы,
отдельных уголков и пр.).