"Поддержка инициативы и самостоятельности детей"

01.11.2021

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

-      самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

-      развивающие и логические игры;

-      музыкальные игры и импровизации;

-      речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

-      самостоятельная деятельность в книжном уголке;

-      самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

-      самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

-      развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

-      создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

-        постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;

-      постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

-      тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

-      ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

-      своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

-      дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

-      поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет), младшая группа (от 3 до 4 лет)

Приоритетная сфера инициативы продуктивная деятельность

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы.

1)               Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.

2)               Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

3)               Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.

4)               Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность.


5)               Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.

6)               Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.

7)               Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей. Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.

8)               Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.

9)               Поддерживать    стремление   научиться   делать    что-то    и            радостное           ощущение возрастающей умелости.

10)           В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Приоритетная сфера инициативы познание окружающего мираХочу такой сайт

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы.

1)               Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.

2)               Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).

3)               Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку.

4)               Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, создавать «дома», укрытия для игр.

5)               Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только «с глазу на глаз», а не на глазах у группы.

6)               Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

7)               Соблюдать условия участия взрослого в играх детей: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.

8)               Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.

9)               Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

10)           Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Приоритетная сфера инициативы внеситуативно-личностное общение

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы.

1)               Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.

2)               Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

3)               Поощрять желания создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).

4)               Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

5)               При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.

6)               Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.


7)               Создавать    условия   и   выделять    время   для    самостоятельной   творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Приоритетная сфера инициативы научение

Деятельность воспитателя по поддержке  Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

2)               Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.

3)    Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.

4) Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

5)  Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

6)          Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

7) Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

8)        При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

9)  Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.

10) Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».