01.11.2021
Детская
инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная
деятельность детей протекает преимущественно в
утренний отрезок времени и во второй
половине дня.
Все виды деятельности ребенка
в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
-
самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
- развивающие и логические игры;
-
музыкальные игры и импровизации;
-
речевые игры, игры с буквами,
звуками и слогами;
-
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
-
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
-
самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской
инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать
ряд общих требований:
- развивать активный
интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых
знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации,
побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов
деятельности в личном опыте;
-
постоянно расширять область
задач, которые дети решают самостоятельно;
- постепенно выдвигать
перед детьми более сложные задачи,
требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов,
поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей,
поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего
результата;
- своевременно обратить
особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать
работу;
- дозировать помощь детям. Если ситуация подобна
той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна
обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном
случае;
- поддерживать у детей чувство
гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого
ребенка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества.
Группа раннего
возраста (от 2 до 3 лет),
младшая группа (от 3 до 4 лет)
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность
Деятельность воспитателя по поддержке детской
инициативы.
1)
Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.
Использовать в роли носителей
критики только игровые
персонажи, для которых
создавались эти продукты.
Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
2)
Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
3)
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений,
достоинств и недостатков.
4)
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной
мере проявляя любовь и заботу ко
всем детям: выражать
радость при встрече,
использовать ласку и теплое слово для выражения
своего отношения к ребенку, проявлять
деликатность и тактичность.
5)
Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов
каждого ребенка.
6)
Рассказывать детям об их реальных, а также возможных
в будущем достижениях.
7)
Отмечать и публично
поддерживать любые успехи
детей. Всемерно поощрять
самостоятельность детей и расширять ее сферу.
8)
Помогать ребенку найти
способ реализации собственных поставленных целей.
9)
Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
10)
В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.
Средняя
группа (от 4 до 5 лет)
Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира
Деятельность воспитателя по поддержке детской
инициативы.
1)
Поощрять желание ребенка
строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.
2)
Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).
3)
Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений
под популярную музыку.
4)
Создать в группе возможность, используя
мебель и ткани, создавать «дома»,
укрытия для игр.
5)
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только «с
глазу на глаз», а не на глазах у группы.
6)
Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть,
навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что
это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
7)
Соблюдать условия участия
взрослого в играх детей: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;
сюжет и ход игры, а также роль,
которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер
исполнения роли также определяется
детьми.
8)
Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
9)
Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения
взрослых.
10)
Привлекать детей к планированию жизни
группы на день.
Старшая
группа (от 5 до 6 лет)
Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение
Деятельность воспитателя по поддержке детской
инициативы.
1)
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной
мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать
радость при встрече; использовать ласку и теплое слово
для выражения своего отношения к ребенку.
2)
Уважать индивидуальные вкусы и привычки
детей.
3)
Поощрять желания создавать
что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего
продукта для других или ту радость, которую он
доставит кому-то (маме,
бабушке, папе, другу).
4)
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
5)
При необходимости помогать
детям в решении
проблем организации игры.
6)
Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более
отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни,
танца и т.п.
7)
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Приоритетная сфера инициативы – научение
Деятельность воспитателя по поддержке детской
инициативы.
1)
Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием
возможных путей и способов совершенствования продукта.
2)
Спокойно реагировать на неуспех ребенка
и предлагать несколько
вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.
3)
Рассказывать детям о трудностях, которые
вы сами испытывали при обучении
новым видам деятельности.
4)
Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
5)
Обращаться к детям с просьбой
показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
6)
Поддерживать чувство гордости
за свой труд и удовлетворения его результатами.
7)
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
8)
При необходимости помогать
детям в решении проблем при организации игры.
9)
Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.
Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.
10)
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.