01.12.2020
Как определить отклонения в речевом развитии ребенка.
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
2-3 мес.
На смену крику приходит гуление. Гуление–произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
7-9 мес.
Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
9-11 мес.
Малыш подражает звукам речи взрослых.
11-13 мес.
Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д. количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
2-3 года.
В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.
Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.
Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.
Проявите инициативу первыми! Конечно же, за состоянием ребенка кроме родителей должны следить и участковый педиатр. Однако, дорогие родители, вы должны запомнить, что, только вы отвечаете за своего ребенка. Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, посоветуйтесь с профессионалами! Ни в коем случае не слушайте подружек и коллег по работе: «У моего точно такое же было. Теперь болтает, не остановишь».
Будьте внимательны! Признаки речевого развития очевидны, если:
·К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
·К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
·К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
·К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно
реагировать на
интонации, не отдает предпочтение мелодичным
погремушкам.
·К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
·К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо в знак прощания.
·К году он не может произнести ни слова, не может выполнитmпростейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
·К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
·К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
·К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
·К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и
«маленький».
·К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается
их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответитьна вопрос, как его имя и фамилия.
·В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не
слушает длинные сказки, не может рассказать ни одно стихотворение.