20.05.2019
Почему у ребенка возникло нарушение речи.
Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в вашем случае, определит точно только логопед.
Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребенка.
Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в
такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребенку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребенок оказывается заброшенным. Другой вариант: родители целыми днями работают, а ребенок находиться на попечении не очень грамотной бабушки.
Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Все это называется педагогическая запущенность. Только не воспринимайте, пожалуйста, эту запущенность на свой счет. Возможно, она не ваш случай. Но хотелось бы, чтобы вы критически, не кривя душой, оценили обстановку в своей семье. Во всяком случае, если причина только в этом, то у вас так называемый неосложненный вариант недоразвития речи и справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным вариантом.
Осложненной считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т.п. Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера (только не путайте, пожалуйста, с вывихами бедра, переломами ключиц и т.п. во время родов).
Следствием еѐ является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка задерживается. Он начинает говорить после двух-трех лет. Если же речевое развитие происходит в срок, то эти причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения (речь смазана).
Один из самых распространенных диагнозов на сегодняшний день –перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Диагноз не означает неполноценность ребенка и не должен слишком сильно пугать родителей. Однако нельзя все оставить как есть. Родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача-невропатолога (здесь нужен очень квалифицированный специалист). Часто ПЭП, особенно недолеченный, становиться причиной речевых нарушений.
Выше рассматривались только невидимые причины. Существуют ещѐ и видимые, которые вы легко сможете определить сами. Это различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины нѐба, губ(«заячья губа»), деформации зубов. Сюда же относится и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаются вперед. Сейчас таких детей становиться все больше, так как мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребенка. А соски-пустышки часто формируют неправильный прикус. Пользуйтесь только анатомическими сосками-пустышками! Они способствуют формированию правильного прикуса. Еще хуже, если ребенок не удовлетворяет полностью свой сосательный рефлекс из-за отсутствия естественного вскармливания. В этом случае для удовлетворения своих потребностей он сосет палец. Это может продолжаться неограниченно долго. Следствие этого – самые невообразимые улыбки и «каша во рту». Ещѐ одна видимая причина –короткая подъязычная уздечка. Можете рассмотреть еѐ перед зеркалом. Поднимите вверх язык, и вы увидите мышечное образование. В норме длина уздечки 1,5 см. если уздечка укорочена, движения языка ограниченны. Ребенок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.