Рабочая программа воспитания МБДОУ - детский сад № 368

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Вех-Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 368
620028 г. Екатеринбург, ул. Нагорная, 8а
тел: +7(343)205-07-35,
Е-mail: mdou368@eduekb.ru
Приложение № 5 к ООП ДО

Принята
Педагогическим советом
МБДОУ детский сад № 368
Протокол № 1 от 31.08.2021

Утверждена
Заведующим МБДОУ детский сад № 368
Мищенко А.С.
Приказ № 28-4-1 от 31.08.2021

Рабочая программа воспитания
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения – детского сада № 368

МБДОУ - Подписано
цифровой
ДЕТСКИ подписью:
МБДОУ САД №
Й САД ДЕТСКИЙ
368
Дата: 2021.08.30
№ 368 11:34:11 +05'00'

г. Екатеринбург, 2021 г.

Содержание
Пояснительная записка ........................................................................................................................... 3
Раздел 1. Целевой раздел ......................................................................................................................... 4
1.1. Цель и задачи программы воспитания .............................................................................................. 4
1.2. Принципы и подходы к организации воспитательной составляющей образовательного процесса в
детском саду ............................................................................................................................................... 5
Раздел 2. Содержательный раздел .......................................................................................................... 6
2.1. Описание воспитательной деятельности по приоритетным направлениям воспитания в
интеграции с содержанием образовательных областей ............................................................................ 6
Духовно – нравственное развитие ............................................................................................................. 6
Гражданско-патриотическое воспитание .................................................................................................. 7
Экологическое воспитание ................................................................................................................................................... 8
Трудовое и финансовое воспитание.................................................................................................................................... 8
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в ДОУ по реализации Программы
воспитания .................................................................................................................................................. 9
2.2.1. Модуль «Я и моя семья».................................................................................................................... 9
2.2.2. Модуль «Мой – детский сад, мои друзья» ....................................................................................... 9
2.2.3. Модуль «Я – гражданин России» ................................................................................................... 10
2.2.4. Модуль «Мы такие разные, и такие одинаковые» ......................................................................... 11
2.2.5. Модуль «Я – часть природы» ......................................................................................................... 11
2.2.6. Модуль «Мы любим трудиться» .................................................................................................... 13
2.2.7. Модуль «Работа с родителями»...................................................................................................... 14

Раздел 3. Организационные условия реализации Программы воспитания ................................... 15
3.1. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение ............................................ 15
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания ................................. 15
3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса .......................................................................... 15
3.4. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных

результатов в работе с особыми категориями детей ............................................................................... 16
Приложение № 1 Календарно-тематический план воспитательной работы…...……………………….17

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее - Программа) является приложением к основной
общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования (далее ООПДО) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
– детский сад № 368 (далее - МБДОУ). Программа обеспечивает реализацию Федерального
закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по
реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года.
Основанием для разработки Программы послужили следующие нормативно-правовые
документы:
 Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020) ст. 67.1, п.4.
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся.
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155.
 Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. От 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года».
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025. Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
 Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 02.06.2020 № 2/20.
Одной из важных проблем дошкольного образования является развитие новых подходов к
воспитанию и образованию детей. Таким подходом может стать модель организации воспитательной
работы дошкольного образовательного учреждения. Приоритетной задачей Российской Федерации в
сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и
защите Родины.
Настоящая рабочая программа воспитания МБДОУ-детский сад № 368 разработана в целях
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности.
Программа воспитания гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части
образования, взаимосвязанной с обучением, создает условия для формирования и реализации
комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический
контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и
государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Программа воспитания опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся
в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть,
воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим
собой, своей семьей и своим Отечеством.

3

Раздел 1. Целевой раздел
1.1. Цель и задачи программы воспитания
Приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель реализации Программы – создание условий для самоопределения и социализации детей
дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества государства.
Задачи реализации Программы:
 развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств;
создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его
возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
 формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого
образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
 развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
 организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и
окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
 воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
 воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов
социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения
общаться с разными людьми;
 стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения отучастия
в различных видах деятельности, в том числе творческой.
Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В
воспитании детей дошкольного возраста таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
 быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;
 уважать старших и заботиться о младших;
 стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
 быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
 любить своих родителей, свой родной край и Родину;
 беречь и охранять окружающую природу;
 соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.
На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что
такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила поведения начинают
выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего
поведения.

4

1.2. Принципы и подходы к организации воспитательной составляющей
образовательного процесса в детском саду
Педагогическая работа по воспитанию личности ребенка в детском саду строится на следующих
принципах:
 принцип гуманистической направленности воспитания – поддержка сильных позитивных
сторон личности ребенка как основы его личностного развития, недопустимость порицания личности
ребенка при необходимости порицания его негативного поведения, признание ценности каждого
ребенка;
 принцип субъектности – развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной
жизнедеятельности;
 принцип учета возрастных особенностей – содержание и методы воспитательной работы
должны соответствовать возрастным особенностям ребенка;
 принцип учета индивидуальных особенностей – содержание воспитательной работы
строится с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов детей;
 принцип единства требований семьи и дошкольной организации – поддерживает ведущую
роль семьи в воспитании ребенка и необходимость согласования требований семьи и Детского сада к
воспитанию;
 принцип воспитания в деятельности – предусматривает наличие результата
воспитательных усилий не только в виде сформированной системы правил поведения в обществе и
природе, но также осознания необходимости и принятия этих правил и отражения их в деятельности
и поведении ребенка.
Эти принципы дополняются принципом развития ребенка через преодоление разумных
затруднений, лежащим в основе реализации всей основной образовательной программы. Этот
принцип базируется на концептуальной идее Л.С. Выготского о том, что «источником развития и
становления личности ребенка является его собственная познавательная деятельность, направленная
на преодоление посильных для него затруднений». Педагогическая технология «Ситуация»,
реализующая данный принцип в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ, раскрыта в
целевом разделе основной образовательной программы.

5

Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Описание воспитательной деятельности по приоритетным направлениям
воспитания в интеграции с содержанием образовательных областей
Духовно – нравственное развитие
(в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
1. Воспитывать у ребенка социальные навыки:
 коммуникативные: умение задавать вопросы, обращаться за помощью и предлагать
помощь, вступать в обсуждение,
 навыки дружелюбия: умение знакомиться, присоединяться к игре и следовать ее
правилам, предлагать помощь и просить об одолжении, выражать симпатию, проявлять инициативу,
делиться, извиняться и выражать благодарность;
 навыки обхождения с чувствами: умение выражать чувства и распознавать чувства
другого, сочувствовать и сопереживать, умение обращаться с собственным гневом и адекватное
реагировать на гнев другого человека, умение переживать печаль;
 навыки альтернативы агрессии: умение мирно отстаивать свои интересы, выражать
недовольство, умение спрашивать разрешения, спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают
в общую деятельность группы, когда дразнят, умение реагировать на незаслуженные обвинения и в
ситуации, когда виноват;
 навыки преодоления стресса: умение проигрывать, умение обходиться с чужой
собственностью, умение говорить «нет» и адекватно реагировать на отказ, справляться с ситуацией
игнорирования, справляться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности.
2. Развивать у ребенка основы нравственной культуры:
 нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, доброе, гуманное
отношение к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы,
 представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, честности, милосердия,
прощении,
 основные понятия нравственного самосознания – совесть, добросовестность,
справедливость, верность, долг, честь, благожелательность,
 нравственные качества: заботливое отношение к младшим и старшим,
 умения строить отношения в группе на основе взаимоуважения и взаимопомощи, находить
выход из конфликтных ситуаций, не обижать других, прощать обиды, заступаться за слабых,
проявлять солидарность и толерантность к другим людям, преодолевать агрессию и гнев, сохранять
душевное спокойствие.
 формы нравственного поведения, опираясь на примеры нравственного поведения
исторических личностей, литературных героев, в повседневной жизни,
 умения оценивать свои поступки в соответствии с этическими нормами, различать хорошие
и плохие поступки,
 умения признаться в плохом поступке и проанализировать его.
 способность брать ответственность за свое поведение, контролировать свое поведение по
отношению к другим людям,
 способность выражать свои мысли и взгляды, а также возможность влиять на ситуацию,
 способность участвовать в различных видах совместной деятельности и принятии решений,
 представления о правилах поведения, о влиянии нравственности на здоровье человека и
окружающих людей,
 первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях, о правилах
этики,
 отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и
действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач,
 представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние
человека некоторых компьютерных игр, кино и телевизионных передач.
3. Развивать у ребенка основы социокультурных ценностей, воспитывать ценностное
отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях:
6

 представления о душевной и физической красоте человека.
 эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, труда и
творчества;
 интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке,
 интерес к занятиям художественным творчеством и желание заниматься творческой
деятельностью,
 бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям
культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную
значимость, уникальных в историко-культурном отношении,
 интерес к народным промыслам и желание заниматься техниками, используемыми в
народных промыслах,
 способность с уважением и интересом относиться к другим культурам, отрицательное
отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Гражданско-патриотическое воспитание
(в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественноэстетическое развитие»)
1. Воспитывать у ребенка позитивное отношение к семейным ценностям, желание им следовать
и приумножать:
 представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях;
 уважение к свой семье, фамилии, роду;
 представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье;
 чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям, праздникам, к семейным
обязанностям.
 чувства осознания семейных ценностей, ценностей связей между поколениями;
 умения достигать баланс между стремлениями к личной свободе и уважением близких
людей, воспитывать в себе сильные стороны характера, осознавать свои ценности, устанавливать
приоритеты.
 навыки конструктивного общения и ролевого поведения;
 интерес к биографии и истории семьи других детей.
2. Развивать у ребенка основы гражданской идентичности:
 представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской Федерации, о флаге и
гербе Свердловской области и города Екатеринбурга;
 элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России,
 высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность, уважение к правам
человека,
 интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе,
 уважительное отношение к русскому языку как государственному, а также языку
межнационального общения,
 стремление и желание участвовать в делах группы,
 уважение к защитникам Родины,
 представления о героях России и важнейших событиях истории России и ее народов,
 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,
Свердловской области и города Екатеринбурга.
3. Развивать у ребенка основы межэтнического взаимодействия, воспитывать уважение к людям
других национальностей:
 умение воспринимать собственные взгляды как одну из многих различных точек зрения,
 представления о народах России, об их общей исторической судьбе.
 интерес к разным культурам, традициям и образу жизни других людей,
 уважение к культурным и языковым различиям,

7

 сознательное негативное отношение к проявлению доступных его пониманию форм
дискриминации или оскорблений (например, неуважение, частично неосознанное игнорирование) или
обобщение с социальными маргинальными группами, языковыми и этническими меньшинствами,
 умение уважать непохожесть других людей, даже если дети до конца не понимают ее,
способы взаимодействия с представителями разных культур.
Экологическое воспитание
(в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)
Развивать у ребенка ценностное отношение к природе, окружающей среде:
 интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли
человека в природе,
 чуткое, бережное и гуманное отношение ко всем живым существам и природным
ресурсам,
 умение оценивать возможность собственного вклада в защиту окружающей среды и
бережного обращения с ресурсами.
 начальные знания об охране природы,
 первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека,
представления об особенностях здорового образа жизни.
Трудовое и финансовое воспитание
(в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»)
1. Развивать у детей социальные навыки:
 умение сосредоточиться на выбранном занятии (поручении, задании, виде деятельности)
и довести работу до конца,
 умение предлагать помощь (сверстнику и взрослому)
 умение следовать полученной инструкции при выполнении заданий, поручений,
 умение исправить недостатки в работе
2. Развивать у ребенка трудолюбие, творческое отношение к труду:
 уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;
 начальные представления об основных профессиях, о роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и общества;
 первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации
проектов;
 умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в
выполнении трудовых заданий, проектов;
 умения соблюдать порядок в процессе игровой, трудовой, продуктивной и других видах
деятельности;
 бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
 отрицательное отношение к лени и небрежности в различных видах деятельности,
небережливому отношению к результатам труда людей.
3. Развивать у детей предпосылки экономического мышления и финансовой грамотности,
правильного восприятия денег, развивать гармоничное восприятие материальных и духовных благ:
 правильное отношение к деньгам как мерилу человеческого труда и мастерства,
профессионализма,
 понимание нормы и не нормы финансового поведения,
 понимание денежной системы России на основе визуализации абстрактных образов,
 ответственное отношение к деньгам и финансовым ситуациям,
 навыки позитивного мышления и психоэмоциональной устойчивости в отношении к
деньгам и финансовым ситуациям;
уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму (мастерству)
представителей разных профессий.
8

2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в ДОУ по
реализации Программы воспитания.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы ДОУ. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
2.2.1. Модуль «Я и моя семья»

Ранний
возраст
Младший
возраст

Рассматривание картинок, изображающий семью – детей и родителей.
Узнавание членов семьи, название их, понимание заботы родителей о детях.
Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят
друг друга, заботятся друг о друге). Отвечать на вопросы о своей семье, о
радостных семейных событиях
Представление о семейных делах, событиях жизни (совместный отдых,
Средний
приобретение домашних животных, посещение кафе, зоопарка, цирка,
возраст
новоселье, выезд на дачу). Участие в ситуациях «добрых дел», направленных на
членов семьи.
Старший
Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях,
возраст
члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор
по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота,
любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций,
любимых занятий членов семьи.
Представления о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи,
некоторые правила помощи больному. Правила отношения к пожилым людям в
семье.
Подготовительный Активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким
к школе возраст
родственникам, членам семьи. Представления о семейных и родственных
отношениях, некоторые сведения о родословные семьи. Досуг семьи, взаимные
чувства, правила общения в семье, семейный бюджет, значимые памятные
события. Гордость своей семьей, умение выразить близким свою любовь,
внимание, готовность помочь.
Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников по реализации
Программы воспитания:
 ролевые игры;
 беседы, викторины;
 смотры-конкурсы, выставки;
 тренинги общения;
 обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
 просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.
Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Я - моя семья»:
 День семьи – «От счастья ключи в семье ищи»
 День Матери
 Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»
2.2.2. Модуль «Мой – детский сад, мои друзья»

Ранний
возраст

Младший
возраст

Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентация в помещении группы.
Понимание правила «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого
здороваются, прощаются, говорят «спасибо», «пожалуйста». Проявление
внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и
показу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных,
музыкальных, сюжетных и хороводных играх.
Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в
их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить).
Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду
мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся
игрушками, не обижают друг друга. Участие вместе с воспитателем и детьми в
общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх.
9

Средний
возраст

Освоение правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим:
здороваться, прощаться, обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю по
имени-отчеству, благодарить.
Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к
сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона,
быть приветливым, дружелюбным, уважать игровое пространство другого
ребенка, делиться игрушками, быть неравнодушным к состоянию и проблемам
сверстников в группе.
Старший
Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым
возраст
и сверстникам. Упражнение в использовании культурных форм общения:
обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с
просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и
заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам. В
разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать
говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого
тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры
Подготовительный Дальнейшее освоение правил культуры общения со взрослыми и детьми
к школе возраст
(сверстники и малыши), норм этикета (культура поведения за столом,
поведениев гостях, культурные нормы разговора и пр.). Правила поведения в
общественных местах, правила уличного движения. Представления,
конкретные формы проявления уважения к старшим, заботливого отношения к
пожилым людям, людям с ограниченными возможностями
Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников:
 ролевые игры;
 игровые ситуации;
 тренинги общения;
 обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
 чтение и обсуждение литературных произведений
 просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.
Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Мой – детский сад,мои
друзья»
 День друзей
 День спасибо
 Неделя этикета и вежливости
 Проект «Доброта внутри нас»
 Дизайн-проект «Новогодняя сказка в группе»
 Проект «В детский сад с улыбкой»
 Праздник «Веснушки»
 Развлечение «Детство - это свет и радость»
2.2.3. Модуль «Я – гражданин России»

Средний
возраст

Старший
возраст

Родной город: освоение представлений о названии родного города,
некоторыхгородских объектах, участие в создании рисунков, аппликаций,
поделок на тему «Мой город».
Освоение начальных представлений о родной стране: название,
некоторыхобщественных праздниках и событиях.
Проявление интереса к родной стране.
Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе.
Освоение представлений о содержании основных государственных праздников
России, ярких исторических событиях, героях России

Подготовительный Освоение представлений о родном городе - его гербе, названии улиц,
к школе возраст
некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Овладение
представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города
и выдающихся горожанах. Освоение представлений о родной стране - ее
10

государственных символах, столице и крупных городах,
особенностях природы.
Проявление интереса к ярким фактам из истории культуры страны и
общества, некоторым выдающимся людям России.
Проявление желания участвовать в праздновании государственных
праздников и социальных акциях страны и города.

Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников:
 экскурсии
 социальные, воспитательные акции
 проекты
 общественные праздники
 конкурсы, викторины
Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Я-гражданин России»







День народного единства России – «Мы дети России!»
День Российского флага
День города
День защитника Отечества
Спортивно-патриотическая игра «Зарница»
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»

2.2.4. Модуль «Мы такие разные, и такие одинаковые»

Старший
возраст

Понимание многообразия россиян разных национальностейособенностей их внешнего вида, одежды, традиций.
Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов.
Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей
Подготовительный Освоение представлений о многообразии национальностей нашей страны;
к школе возраст
особенностях их внешнего вида национальной одежды, типичных занятиях.
Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну
богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков.
Освоение некоторых национальных песен, сказок, танцев разных
национальностей России. Осознание необходимости проявлять толерантность
по отношению к людям разных национальностей
Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников:
 виртуальные экскурсии
 проекты
 общественные праздники
 конкурсы, викторины, выставки
 игры народов разных национальностей
Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Мы такие разные, и такие
одинаковые»
 Неделя толерантности
 День народного единства
 «Мы дружбою своей сильны»
2.2.5. Модуль «Я – часть природы»

Ранний
возраст

В процессе ознакомления с природой малыши узнают: объекты и
явления не живой природы, которые доступны ребенку для
непосредственного восприятия.
Знакомство с животными
и растениями, которых можно встретить в
ближайшем природном окружении.
Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его
частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни.
Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых
организмов.
11

Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с
природой.
Младший
возраст

Средний
возраст
Старший
возраст

Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага,
тепло. Понимание, что человек ухаживает за животным и растениями,
проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков
живого у животных растений, людей(воробей летает, прыгает, клюет
зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).
Выделение разнообразия явлений природы растений и
животных. Зависимость жизни человека от состояния природы.
Бережное отношение к природе и природным богатствам

Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных,
грибов.
Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений.
Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния
природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены
корни, листья).
Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная,
практическая природа как среда жизни человека).
Осознание правил поведения в природе.
Подготовительный
Накопление представлений огороде как сообществе растений, животных и
к школе возраст
человека, о планете Земля.
Понимание, что Земля – общий дом для всех растений, животных, людей.
Освоение особенностей поведения в природе культурного
человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на
сохранение природных объектов
и собственного здоровья), о
природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров,
на
вырубленных местах сажает молодые деревья природы для жизни человека и
удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность,
практическая, оздоровительная, познавательная, этическая).
Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут
не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассужденияо
красоте природы, обмен мнений о значении природы для человека,
Составление творческих рассказов, сказок на экологические темы.
Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными
при осуществлении различной деятельности.
Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников:
 виртуальные экскурсии
 проекты
 конкурсы, викторины, выставки
 экологический театр и экологические сказки
 исследовательская деятельность
 обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
 просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.
Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Я - часть природы»
 Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
 Экологическая акция «Берегите первоцветы – украшение планеты»
 Дизайн-проект «Украсим детский сад цветами»
 День Земли
 День птиц
 Экологический проект «Будь природе другом»

12

2.2.6. Модуль «Мы любим трудиться»
Ранний
возраст
Младший
возраст

Средний
возраст

Старший
возраст

Подготовительный
к школе возраст

Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что
расширяет их кругозор. Называние определенных действий, которые
взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.
Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми.
Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель – результат» в труде.
В процессе наблюдения формирования первоначальных представлений о
хозяйственно – бытовом труде взрослых дома и в детском саду.
Освоение отдельных действий, затем – процессов самообслуживания,
связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом,
поведением за столом во время приема пищи.
Приучение к соблюдению порядка (не сорить, убирать игрушки и
строительный материал на место, быть опрятным).
Формирование представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи
его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда
определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужны для
выполнения трудовыхдействий и получения результата, соответствующего
его назначению).
Понимание направленности трудовых процессов на результат (например:
повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены).
Расширение представлений о предметном мире как результате трудовой
деятельности взрослых.
Отчетливое представление о процессах самообслуживания, правилах и
способах их выполнения. Развитие самостоятельности в выполнении
процессов
самообслуживания и отдельных процессов хозяйственно-бытового труда

Конкретные профессии и взаимосвязи между ними, содержание труда в
соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы
и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий,
результат. (Архитекторы проектируют новые здания и мосты; строители
Осуществляют задуманное; шоферы подвозят строительный материал;
менеджеры осуществляют продажу квартир.)
Уважение к труду родителей,
Развитие самостоятельности в самообслуживании.
Расширение объема процессов самообслуживания и хозяйственно- бытового
труда.
Освоение способов распределения коллективной работы по типу общего труда
(объединение всех результатов детского труда в процесса, когда предметтруда
переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий.
Хозяйственная помощь детей в семье единый) и совместного выполнения
трудового
Знания о многообразии профессий в современном мире, о содержании
профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового
процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и
оборудование, набор трудовых действий, результат.
Представления о личностных качествах представителей разных профессий.
Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственнобытовом труде
Развитие ответственности за выполнение трудовых поручений.
Развитие взаимодействия со сверстниками в процессе самостоятельного
выполнения обязанностей дежурных по столовой, уголку природы, подготовке
к занятиям.
Освоение способов распределения коллективной работы, планирования
деятельности, распределения способу
13

общего и совместного труда.
Под контролем взрослого освоение обращения с инструментами (иглами,
ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой
Виды организации деятельности воспитателя и воспитанников:
 организация различных видов труда
 трудовые акции
 встречи с интересными людьми
 экскурсии
 ролевые игры

Примерные традиционные события, мероприятия модуля «Мы любим трудиться»







Трудовая акция «Тропинка добрых дел»
Проект «Трудится – всегда пригодится»
Проект «Трудовые династии наших родителей»
Праздник урожая
Выставка поделок из овощей «Осенний переполох»

2.2.7. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций детского
сада и семьи в данном вопросе.
 дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать занятия для получения
представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
 общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания школьников;
 консультационный пункт, в котором осуществляется работа специалистов по запросу
родителей;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной
направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей;
 размещение на персональном сайте ДОУ информации о воспитательной работе ДОУ.

14

Раздел 3. Организационные условия реализации Программы воспитания
3.1. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение

Для успешной реализации Программы воспитания в МБДОУ обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
 уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
 поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
 защита детей от всех форм физического и психического насилия;
 поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания

Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ – обеспечить
всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности
в социально-духовном плане, развития самостоятельности.
Среда обеспечивает:
 наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного
развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;
 учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
 подбор художественной литературы;
 подбор видео и аудиоматериалов;
 подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические
иллюстрации и т.п.);
 наличие демонстрационных технических средств;
 подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетноролевых, театральных, дидактических игр);
 подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание,
бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое обеспечение подробно описано в основной общеобразовательной
программе – образовательной программе дошкольного образования МБДОУ и в Паспортах
возрастных групп
3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

В целях эффективной реализации созданы условия для:
 профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их
дополнительного профессионального образования;
 консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных
представителей) по вопросам воспитания;
 организационно-методического сопровождения процесса реализации рабочей программы
воспитания, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
В МБДОУ – детский сад № 368 работает 10 педагогических сотрудников:
6 – воспитателей,
15

1 – учитель логопед,
1 – музыкальный руководитель,
1 – педагог – психолог
1 – инструктор по физической культуре.
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей.
3.4.

Основными условиями реализации рабочей программы воспитания в ДОУ являются:
 полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение детского развития;
 построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
 формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
 активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка. Задачами
воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:
 формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности;
 формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в
развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
 обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях
их успешной адаптации и интеграции в общество;
 расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об
окружающем мире;
 взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
 объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с
родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее
важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком,
желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и
интересным для него. К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные)
образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые
реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. К группе детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного
учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

16

Приложение № 1

Календарно-тематический план воспитательной работы в МБДОУ – детский сад № 368
Название
модуля
«Я и моя
семья»

Группа
раннего возраста
(от 2 до 3 лет)
Дидактическая игра
«Найди мамочку»

Вторая младшая
группа
(от 3 до 4 лет)
Дидактическая игра
«Где? Чей дом?»

Игра
"Укладываем любимую
куклу ( игрушку) спать"
Чтение художественной
литературы
«Репка»

Беседа
«Доброе слово»

Беседа
«Добрый – злой»

Чтение художественной
литературы
"Теремок"

Лепка
«Баранки для всей семьи»

Чтение художественной.
литературы
А. Барто «Игрушки»
Сюжетно-ролевая игра
«Семья», сюжет «Едем в
гости»
Лепка
«Брусничный пирог»

Игровое упражнение
«Крепко обниму
бабушку свою»
Рисование пальчиками
«Украсим маме сарафан»

Пальчиковая игра
«Мамочка и я»

Средняя
группа
(от 4 до 5 лет)
Беседа
«Я не один»

Старшая
группа
(от 5 до 6 лет)
Беседа
«Старость надо уважать»

Беседа
Дидактическое упражнение
«Мои дедушка и бабушка» «Добрые слова дедушке и
бабушке»
Чтение художественной
Беседа
литературы
«Любимый семейный
«Братец Иванушка и
праздник»
сестрица Алёнушка»
Ситуация
Беседа
«Как надо заботиться»
«Как мы можем
позаботиться о старших»
Сюжетно-ролевая игра
Беседа с детьми
«День рождения у мамы»
«Настоящий друг»
Сюжетно-ролевая игра
«В гостях»

Презентация
«Коллекции моей мамы»

Рисование
«Пять пальчиков – веселая
семейка»

Игровое упражнение
«Помощники»

Беседа
«Когда я стану взрослым»

Музыкально-игровое
творчество
«Сочиню песню для мамы»

Чтение художественной
литературы
А.Кузнецова
«Подружки»
Беседа
«Не у всех есть мама и папа»

Подготовительная
к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Беседа
«Чтобы радость людям
дарить, надо добрым и
вежливым быть»
Дидактическая игра
«Вежливый ручеёк»
Игра- ассоциация
«Мама, папа, я»
Игровая ситуация
«Давай помиримся»
Конкурс фотографий
«Наша дружная семья»
Проблемная ситуация
«Приятные сюрпризы для
брата или сестры»
Беседа
«Каким я хочу быть»
Беседа
«Не у всех есть
Мама и папа»

17

Игровые упражнения
Беседа
«Мой
«Наши добрые дела»
детский сад, «Дружат пальчики, дружат
мальчики и девочки»
мои друзья»
Игра
Сюжетно – ролевая игра
«Оденем куклу Катю на
«Чаепитие в кругу друзей»
прогулку»
Игра
Беседа
«Раз, два, три, четыре, пять
«Поделись игрушкой с
будем куклам помогать»
другом»
Игра
Проблемная ситуация
«Дружный паровозик»
«Вы нечаянно толкнули
друга, и он упал»
Беседа
Беседа
«Я –
«Парки города»
гражданин «По дорожке мы идем»
России»
Дидактическая игра
Рисование
«Матрешки заблудились»
«Праздничный салют»

Чтение художественной
литературы
«Я не плачу»
Беседа
«Давайте говорить
друг другу комплименты»
Дидактическая игра
«Защитники девочек»

Игровые упражнения
«Знакомство»
Беседа с детьми:
«Настоящий друг»

Беседа
«Мы – защитники
малышей»
Беседа с детьми:
«Настоящий друг»

Игра
«Круг честности»

Рисование
«Солнышко дружбы»

Чтение стихотворения
В. Маяковского
«Что такое хорошо?»
Беседа
«Я живу в России»

Беседа
«Дружба между мальчиком
и девочкой»
Беседа
«Моя Родина – Россия»

Беседа
«Мой город»

Лепка
«Флаг страны»

Беседа
«Мой дом, моя квартира»

Игра
«Путешествие по
Улицам Екатеринбурга»

Игра
«Кто живет у нас в лесу»
Рисование
«Дом на улице стоит»

Экскурсии
«Наш детский сад»
Беседа
«Мой дом»

Лепка
«Танк»
Беседа
«Что я знаю о своей семье»

Чтение художественной
литературы
Л. А. Кондрикинская
«С чего начинается
Родина?»
Чтение художественной
литературы
С. Баруздин
«Страна, где мы живем»
Беседа
«Защитники Отечества»
Проект
«Герб нашей семьи»

Игровое упражнение
«Флажок»

Рисование
«Мой флажок»

Проект
«Герб нашей семьи»

Беседа
«Что такое героизм?»

Беседа
«Хорошие манеры»
Беседа
«Что я знаю
Екатеринбурге»
Музыкальное развлечение
«День России»

Презентация
«Государственные символы
России»
Беседа
«Будем в армии служить»
Беседа
«Культура и традиции
русского народа»
Развлечение
«Флаг России-символ силы»

18

Игровые упражнения
«Мы
«Дружат пальчики, дружат
такие
мальчики и девочки»
разные,
и такие
Беседа
одинаковые
«О дружбе»
»
Беседа
«Почему мы разные?»

«Я –
часть
природы»

Беседа
«Друзей не обижать»
Игра
«Солнышко и дождик»
Беседа
«Как звери к зиме
готовятся»
Беседа-наблюдение
«Кто прилетел на
кормушку»
Наблюдение:
«Тает снежок»
Беседа
«Мы цветочки не рвем»
Дидактическая игра
«Помогите животным найти
маму (деток)»

Беседа
«Наши добрые дела»
Беседа
«Друг друга не обижать,
нужно только помогать»
Беседа
«Почему мы разные?»

Чтение художественной
литературы
«Я не плачу»
Беседа
«Друг друга не обижать,
нужно только помогать»
Беседа
«Почему мы разные?»

Игра
«Мы дружные ребята»
Игра
«Сад огород»
Кукольный театр
«Колосок»

Игра
«Мы дружные ребята»
Игра
«Вершки-корешки»
Хороводная игра
«Огород»

Беседа
«Не рубите елочку»

Беседа
«Я природу берегу –
быть полезным ей хочу!»
Проект
«Лучок на подоконнике»
Сюжетно ролевая игра
«В гости к лесным
жителям»
Сюжетно-ролевая игра
«Ветеринарная
больница»

Беседа
«Не обижай котенка»
Сюжетно ролевая игра
«В мишке»
Дидактическая игра
«Чьи детки?»

Игровые упражнения
«Знакомство»

Дидактическая игра
«Мы разные»

Игра
«Найди себе пару»

Игра
«Назови друзей»

Беседа
«Люди каких
национальностей
населяют наш город».
Игра
«Уроки доброты»
Игра
«Птицы, рыбы, звери»
Дидактические игры
«Вершки-корешки

Беседа
«Люди каких
национальностей
населяют наш город»
Игра
«Уроки доброты»
Подвижная игра
«Летает, плавает, бегает»
Дидактические игры
«Вершки-корешки»

Беседа
«Не рубите елочку»

Беседа
«Не рубите елочку»

Проект
Рисование
«Лучок на подоконнике» «Подснежник на опушке»
Сюжетная игра
Сюжетная игра
«Приготовим угощение для «Приготовим угощение для
лесных животных»
лесных животных»
Беседа
Беседа
«Люблю березку русскую», «Люблю березку русскую»,
(деревья и растения,
(деревья и растения,
природа родного края)
природа родного края)

19

«Мы
любим
трудиться»

Пальчиковая игра
"Я пеку, пеку, пеку"

Беседа
«Мама и папа работают»
Игра
«Я сам»

Игровое упражнение
«Дружат туфельки на ножках»
Игра
«Игрушки по домикам»
Игра
«Поможем собрать игрушки»
Игра
«Постираем одежду»
Конструирование
«Строим дом»
Трудовое поручение
«Машинки в гараж»

Сюжетно-ролевая игра
«Больница»

Бытовой труд
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно ролевая игра
«Помощь младшему
«Покажи, как правильно «Собери опавшую листву»
воспитателю: складываем убрать вещи в шкафу»
салфетки и вставляем в
салфетницы»
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра
«Помощники»
«Магазин»
«Библиотекарь»
«Школа»
Упражнение по
Беседа
Беседа
Беседа
самообслуживанию:
«Как помочь маме и
«Труд человека кормит,
«Трудиться всегда
«Застёжки», «Шнуровка»
папе?»
а лень портит»,
пригодиться»
«Терпение и труд
все перетрут»
Упражнение по
Игровое упражнение
Творческая игра
Презентация
самообслуживанию
«В шкафчике порядок»
«Я буду трудиться,
"Путешествие в мир
«Застегни пуговицу»
как папа»
профессий"
Игра
Беседа
Беседа
Беседа
«Проводим уборку»
«Как беречь вещи»
«Труд людей зимой»
«Профессия моих
мамы и папы»
Беседа
Игра
Развлечение
Беседа
«Любим трудиться,
«Проводим уборку»
«В гостях у различных «Много у бабушки с нами
не хотим лениться!»
мастеров»
хлопот»»
Чтение художественной
Беседа
Беседа
Сюжетно ролевая игра
литературы
«Труд людей весной»
«Порядок в твоём доме»
«Гости на пороге,
С.Я. Маршака
чем могу помочь я маме?»
«Ах какой рассеянный».
Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра
Беседа
Сюжетно- ролевая игра
«Если мама заболела»
«Кем работают моя папа
«Труд взрослых
«Труд врачей»
и мама»
в детском саду»
Пальчиковая игра
Игра
Беседа
Беседа
«Все игрушки
«Печем пирожки»
«Порядок в твоём доме» «Труд человека кормит,
на своих местах»
а лень портит»

20

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».